Южные ворота Ангкор Тома — очень известное место в Археологическом парке Ангкор, которое нельзя пропустить. Стоя на дамбе и любуясь огромными масштабами, вы обнаруживаете, что переноситесь назад во времени, чтобы представить, что вы, должно быть, чувствовали, приближаясь к этому впечатляющему городу в период его расцвета, — это просто опыт, который вы запомните навсегда.
Южные ворота Ангкор Тома, или ворота Тонле Ом, являются одними из пяти древних ворот, датируемых 12 веком, обеспечивающих доступ через 8-метровые латеритные стены Ангкор Тома . Южные ворота представляют собой лучше всего отреставрированную дамбу, воссоздающую впечатляющий эффект, который, несомненно, должен был быть одним из первоначальных замыслов его древних мастеров-архитекторов. Не было бы никаких сомнений в том, что вы входите в царство богов, каким оно является сегодня, одним из поистине великих чудес света.
Приближаясь к Ангкор Тому, вы сначала встречаетесь с большой дорогой, которая пересекает ров шириной 100 м, который с обеих сторон окружен балюстрадой нага, начинающейся с массивной каменной резьбы с семиголовым нага (мифический змей), которого держит много- вооруженный и многоголовый великан. С каждой стороны 54 каменных гиганта тянут тело змеи Наги.
С одной стороны великаны изображают дэвов с тонкими овальными глазами и небрежной улыбкой, с другой стороны изображают асуров с круглыми навыкате глазами и гримасничающими лицами, вместе представляющими бесконечное перетягивание каната между добром и злом, полярными силами, порождающими динамизм. самой жизни. Некоторые также свяжут его с древним мифом « Взбивание Молочного моря» , который так знаменито изображен на стене южной галереи Ангкор-Вата, и пойдут еще дальше, говоря, что Ангкор-Тхом представляет собой гигантскую мандалу с Байоном в центре. представляет знаменитую гору Меру .
Ворота Ангкор Тома представляют собой крестообразную планировку с боковыми камерами высотой около 20 м, соединяющимися с латеритной стеной высотой 8 м, окружающей цитадель Ангкор Том. Во внутренней боковой камере находился большой пьедестал, в то время как внешняя камера, как полагают некоторые, была постом охраны с входной дверью на внутренней стене, которая, по-видимому, была заблокирована в более поздние времена.
Как и у остальных четырех ворот, трехголовые слоны стоят по бокам дверного проема шириной 3,5 м и высотой 7 м, вытягивая хоботами лотос из воды внизу. Их бивни потеряли время. Этот трехголовый слон, Аирвата , также можно увидеть на барельефах Ангкор-Вата, изображая поддерживающего бога Индру в перемычках в древние времена, а также как характерную черту близлежащей Террасы слонов . Они были необычайно детализированы, и если вы присмотритесь, вы все еще можете увидеть большую часть этих деталей, как упомянуто в основании их туловища, их глазах, колокольчиках, свисающих с их шеи, и так далее.
Над слонами изображены три фигуры: мужчина в окружении двух дэвов, которых многие считают изображением царя Джаявармана VII, держащего священную ваджру (молнию), с двумя его королевами по обе стороны, Индрадеви и Джаяраджадеви. Примечательно, что Анри Маршаль, среди прочих, считает, что это, вероятно, изображение Индры в окружении двух божеств.
Индра (или Инда/Сакра/Сакка) был божеством в индуистской религии, также служившим в буддизме Махаяны и Тхеравады вместе с Брахмой в качестве защитников буддизма. Триада Индры и двух супругов не так уж необычна в буддийском мире, также есть примеры в непальском искусстве. Одинаковы ли эти три фигуры по обе стороны от ворот? Уверенности нет, с состоянием распада трудно сказать, но, похоже, есть различия, которые могут быть значительными, особенно если смотреть через все ворота с женскими персонажами, по крайней мере, с разными головными уборами, положением рук и и удерживаемые объекты.
На самом деле, все ворота имеют небольшие стилистические различия, западные ворота, например, демонстрируют художественные стили начала 11 века в своих подвальных полосах, что позволяет предположить, что они были построены в течение длительного периода времени, возможно, начиная с Джаявармана VII. или, среди прочих возможностей, используя существующие конструкции/переработанную кладку.
Над входами изначально были большие фронтоны с барельефами, изображающими Авалокитешвару в качестве центрального идола, хотя они утеряны со временем, но их все еще можно частично увидеть на Воротах Победы . Меньшие фронтоны также несли изображения Авалокитешвары на концах сооружения, прямо над примыканием к стене, которое также лучше всего видно на других воротах.
У входа также были деревянные двери, которые закрывались на ночь, согласно записям китайского дипломата, посетившего Камбоджу в 13 веке, Чжао Дагуаня
Возвышаясь над триадой Индры и его супруг, по обеим сторонам входа ряд молящихся дэватов, над которыми четыре массивных и прекрасно вырезанных лица, указывающих в каждом направлении. Между лицами находятся необычные деваты с длинными развевающимися локонами волос, имитирующими красивые местные виноградные лозы этого региона.
Некоторые считают, что четыре массивных лица являются изображением царя Джаявармана VII, Аволикитешвары или Брахмы. Местные жители считают, что это последнее. Подобно улыбающимся лицам Байона, это нерешенный вопрос для исследователей. Эти четыре гигантских улыбающихся лица украшены диадемой в форме ромба на лбу, богато украшенной короной/тиарой с эмблемой в центре и культовыми большими декоративными серьгами. На некоторых лицах кажутся усы в виде аккуратной линии, загибающейся на концах, но они могут быть просто остатками внешней окантовки губ.
На четырех лицах возвышаются три возвышающихся прасата (храма), центральная башня является самой высокой и возвышается над тремя ложными уровнями с ложными дверями с каждой стороны и, казалось бы, богато украшенными перемычками и фронтонами, прежде чем достигает своей короны и шпиля в виде цветка лотоса.
Этьен Эмониер, знаменитый французский исследователь начала 1900-х годов, оставил нам несколько интересных моментов о воротах в своих заметках в Le Cambodge.
….. Боковые галереи, также сводчатые и крытые, на своих концах запирались под вал и должны были служить гауптвахтой; был доступ к нему по нескольким ступенькам, расположенным с каждой стороны под входной аркой……
…..Возможно, что врата предков или духов по имени Нок и Као сохранили имена мужчин, заживо погребенных под фундаментами, чтобы стать их хранителями, богами-покровителями, по древнему обычаю, существовавшему в нескольких странах и которая сохранялась в Камбодже до последних лет, как мы уже имели случай наблюдать…..
…..Наконец, если верить старым рассказам, эти башни все еще были увенчаны цветами лотоса, из которых вырастала пятая голова, увенчанная золотой тиарой.
Ле Камбодж. Le groupe d'Angkor et l'histoire / Этьен Эмониер
Что касается дополнительных головок на цветках лотоса на пике «прасатов», то их остатки так и не были обнаружены, хотя именно так они описаны в упомянутых ранее заметках, оставленных нам Чжао Дагуанем. Тем не менее, трезубец был найден, и вершина была восстановлена с помощью остроконечной крышки из песчаника, которая, вероятно, удерживала бы этот бронзовый трезубец.
Изнутри южных ворот вы можете подняться по стене с обеих сторон и пройти к небольшим храмам на обоих концах, известным как Прасат Чрунг. Направляясь вдоль западной стороны стены, вы также можете посетить Ронг Та Дев, большой водоотвод, построенный во внешней стене, а затем Прасат Чрунг ЮЗ, который также является очень популярным местом заката.