Прасат Тао — центральное святилище Самбор Прей Кук и главный храм группы C. Центральное святилище — это потрясающая монументальная кирпичная башня, которая, как полагают, датируется 7-8 веками и славится своими прекрасными львами, украшающими ее входные ступени. Считается, что львы здесь — первое использование таких скульптур, охраняющих входы в храм, что станет темой, которая будет продолжаться на протяжении последующих столетий.
Prasat Tao, или Центральная группа, окружена двумя латеритовыми стенами ограждения. Внешняя стена ограждения имеет размеры 280 на 270 метров, а внутренняя стена — 145 на 135 метров со входами на востоке и западе, содержит руины нескольких святилищ или террас и латеритовый ступенчатый бассейн в северо-восточном углу.
Внутреннее ограждение также содержит руины нескольких сооружений, в то время как на центральной оси находится впечатляющая центральная башня (также известная как Башня C1), которая имеет высоту около 20 метров в прямоугольной форме, которая открывается на восток с ложными дверями по другим сторонам. Двери также сделаны из песчаника, обрамлены богато украшенными круглыми дверными колоннами и увенчаны декоративными перемычками.
Внешние стены башни украшены парящими дворцовыми рельефами, а верхние створки крыши также украшены рельефами.
Исторические заметки
Здание C — большое прямоугольное здание, открытое на восток и приподнятое террасой. Оно достигало 14 метров в самом большом измерении, а его стены имели толщину почти 2 м. 50. Таким образом, внутренний зал покрывает (вместе с S1) одну из самых значительных поверхностей этого типа в Камбодже: 8,35 м x 5,56 м = 46,43 м. Был ли это храм? Мы не нашли ни в комнате, ни в окрестностях никаких следов постамента, который, если он существовал, должен был быть огромным; здание не было раскопано туземцами, и в нем нет сомасутры. Однако трудно увидеть в этом очень богатом памятнике что-либо, кроме святилища, из-за отсутствия света и вентиляции, что делает его вряд ли пригодным для любого другого назначения.
Внутренний зал украшен пилястрами, которые останавливаются на отступе от стены; он предназначен для поддержки потолка и компенсирует необычное отсутствие крюков. Свод, который начинается немного выше, построен нерегулярными кронштейнами. Ничего не осталось от вестибюля, который недавно был грубо преобразован в огромный эркер.
Основание имеет широкий профиль, аналогичный яванскому; справа от восточной двери и ложных дверей оно прерывается каменными ступенями, на огромных щитах которых изображены львы в наивном стиле; большая плита, вырезанная в виде распорки, служит отправной точкой для ступеней.
Стены имеют обычную композицию, но относительно небольшие постройки имели только один этаж, завершавшийся большим круглым фронтоном.
Ложные двери, похоже, были простого типа, сохранилась только нижняя часть. Они представляют собой редкий пример и, более того, один из самых приятных с использованием восьмиугольной формы для небольших колонн, но их декор и их профили остаются очень отличными от аналогичного мотива в классическом искусстве. Пространство между каменными стойками ложного пролета очень полое, а задняя стена также из песчаника. Она снабжена битой; резервы ждут высечки фиктивного кольца. Перемычки ложных дверей N. и S. относятся к типу II, но не имеют капителей, поскольку небольшие колонны получили их; пять медальонов полностью преобразованы в цветочки. Перемычка на западной стороне относится к промежуточному типу II. Главная перемычка, то есть на восточной стороне, сильно пострадала. Она относилась к типу II, и арка очень выступающая. Кажется, она была украшена мотивами над колоннами, но, похоже, не имела обычных медальонов на арке.
Этажи кажутся очень круто поднимающимися; они полностью теряются в растительности, покрывающей башню. Их масса в длину, как и форма самого свода, исключает любую идею увенчания в обычной пирамиде.
Все здание, за исключением, вероятно, каменных частей, было покрыто штукатуркой.
Groupe Central (C) Édifice C1 – L'Art Khmer Primitif, Анри Пармантье, 1927 г.