Храм Ампил Ролом

На территории современного монастыря и пагоды, с новыми монументальными воротами, расположены остатки древнего кирпичного храма с рельефами «летающего дворца», которые обычно можно увидеть в храмах 8-9 веков. Также записанный как Прасат Бей, первоначально он представлял собой группу из трех кирпичных храмов, из которых частично сохранилась только центральная башня. По сообщениям, отсюда были записаны две надписи на дверном проеме центральной башни и дверном проеме северной башни.

Пьедесталы северной башни
(К. 163)
Надпись на северной башне относится к доангкорской эпохе. На одном из косяков есть 9 кхмерских строк аккуратного письма, дающих список рабов (ва и ку), предложенных Понь Праджнячандрой буддийской триаде: Будда, Майтрейя, Авалокитешвара.

На другом косяке были две кхмерские надписи из 4 и 13 строк, которые были повреждены, но остались частично разборчивыми. Первый сообщает об объединении средств существования божества, имя которого искажено, и имени Шивапаттаны. Во втором перечислены рабы, предложенные Понь Видья буддийской триаде.

Этот текст является одним из древнейших эпиграфических свидетельств существования в Камбодже буддизма Махаяны и культа бодхисаттвы Авалокитешвары. К сожалению, оно не датировано.

Постаменты центральной башни
(К. 162)
Надпись на центральной башне более поздняя, чем предыдущая, и датируется самое раннее Джаяварманом IV. Кажется, что, вопреки обычаю, текст северной боковой стены, содержащий 22 санскритские строки (11 шлок), следует читать перед текстом южной боковой стены, который включает 28 санскритских строк (включая 9 шлок и 5 строк прозы) и 2 строки на кхмерском языке. На обоих косяках написание одинаковое, текст тоже ошибочен и несколько раз без видимой причины используется буква б вместо буквы в. Таким образом, это две надписи, выгравированные одновременно.

Однако текст северной боковой стены, последняя шлока которой не имеет заключительных строф, дает дату, сотня которой, по-видимому, равна семи, и упоминает царей Бхавапуры, которые, по-видимому, были неизвестны, но, по-видимому, жили в конце седьмого века, и первый из которых, Девадитья, был братом Хираньядамы, знаменитого брахмана, которого Джаяварман II призвал учредить на горе Махендра культ Девараджи.

В тексте южного косяка, напротив, который заканчивается двумя строками на кхмерском языке, касающимися льгот, которыми пользовался фонд, упоминаются короли Ячоварман, Харшаварман I и Джаяварман IV. Поэтому он имеет все шансы стать второй частью регистрации. Однако, поскольку этот текст южного косяка, возможно, начинается с ряда призывов, а текст северного косяка представляет собой над первой шлокой строку, которая также может быть призывом, сохраняются определенные сомнения относительно порядка, в котором следует читать эти две шлоки. надписи: возможно, они независимы друг от друга.

Из первых восьми шлок северного устоя первые пять позволяют распознать лишь несколько символов. С шестого по восьмой расшифрованные слова позволяют сказать, что они были частью хвалебной речи короля. Последние три шлоки дают дату, которая, по-видимому, 71x чака, и имена трех царей: Девадитьи, Индрадитьи, Дхармадитьи, последний из которых, по крайней мере, связан с этим городом Бхавапура (Крибхавапуре мин). Следует ли понимать это показательное утверждение как указание на то, что столица Бхававарман, место расположения которой давно искали, находилась в непосредственной близости от руин Прасат Ампил Ролум? Что касается царских имен, то они напоминают имена царей Баладитьи и Нрипадитьи, которые, наверное, можно связать с династией Аниндитапура. Однако так уж получилось, что название этого города появляется на южной боковой стене, в строке 12. Мы можем только сожалеть о плохом состоянии текста, который, возможно, должен был завершить наши знания по истории седьмого века. Начало надписи на южном устое почти неразборчиво до строки 9, но то, что от нее осталось, ясно указывает на то, что это была серия формул обращения к богам Тримурти.
В строфе XVI упоминается возведение Кри Бхадречвары в 83x çaka (908-917 гг. н. э.), а следующие три относятся к некоему по имени Васудева, которого царь Ячоварман любил как брата и назначил своим первым советником. Возведенный в достоинство Нрпендравиры, он оставался привязанным к царю Харшаварману I. Прозаический текст, который следует затем, рассказывает о дарении земли Кри Трипурантакешваре царями Ячоварманом и Джаяварманом IV. Вероятно, это храм Прашт Ампил Ролум, где шиваизм в начале ангкорского периода заменил буддизм.

Последние две строфы формулируют обычные проклятия, а кхмерский текст освобождает фонд от поставок зерна и масла.

Надписи дю Камбоджа VI, Джордж Кодес
Комментарии
Name
Email
Phone
Ваше имя
Ваш email
Оставить комментарий
WhatsApp